Как ликвидировать ИП без работников в 2022 году

Как ликвидировать ИП без работников

При ликвидации бизнеса у предпринимателей возникает масса вопросов: что нужно сделать в первую очередь, существует ли определенная последовательность действий.
Содержание:
  1. Порядок действий до уведомления налоговой
    1. Погашение финансовых обязательств
    2. Правила по закрытию кассы
    3. Расторжение договора на банковский счет
  2. Последовательность действий по ликвидации ИП
    1. Сбор документов и оплата государственной пошлины
    2. Способы подачи документов в инспекцию
    3. Получение листа записи ЕГРИП
    4. Подача декларации по УСН

В теории закрытие ИП - это подача заявления Р26001 о прекращении деятельности, но на практике - это еще и погашение финансовых обязательств, закрытие бизнес-счета и кассы, оплата госпошлины. А если в штате есть сотрудники - то дополнительно нужно разорвать трудовые отношения, уведомить трудовую инспекцию, подать отчет.

В нашей пошаговой инструкции мы рассмотрим поэтапно, как закрыть ИП без работников. С этими подсказками ликвидировать бизнес будет проще.

1. Действия ИП до уведомления налоговой

Пока предприниматель не подал заявление в налоговую о закрытии бизнеса, он должен пройти ряд подготовительных этапов, без которых прекращение деятельности может обернуться проблемами вплоть до разбирательств через суд.

В нашей инструкции описано, как закрыть ИП без сотрудников поэтапно.

1.1. Расчеты по финансовым обязательствам

Статус индивидуального предпринимателя неотделим от статуса физического лица, поэтому финансовые обязательства после ликвидации ИП никуда не исчезают. Поскольку бывший ИП все равно обязан погасить долги, закон допускает ликвидацию при непогашенных финансовых обязательствах. Но, нужно понимать - при нарушении законных сроков, сумму долга увеличится на размер штрафов, пеней и неустоек.

Своевременное погашение задолженностей - это важный этап в процессе прекращения деятельности. Расскажем, сколько времени дается ИП на расчеты по финансовым обязательствам:

  • При закрытии ИП на УСН без работников налоги должны быть оплачены в срок, не позже 25 числа следующего месяца. К примеру, закрыв ИП 16 июля, нужно заплатить налоги до 25 августа. Предприниматели на ЕСХН платят налоги по такому же принципу.
  • Ликвидация ИП на патенте без сотрудников предполагает уплату налоговых сборов до снятия с учета, так как условия патента обязывают внести оплату “до прекращения срока действия патента”.
  • Отчисления в страховые фонды необходимо отправить в течение 15 дней с момента снятия с учета. Чтобы узнать правильную сумму, рассчитайте её в соответствии с количеством отработанного времени в статусе предпринимателя.
  • Долги кредиторам можно оплачивать по договору. Рассчитываться с партнерами досрочно не обязательно.

Учтите, что нарушение указанных сроков дает заинтересованным лицам право защищать свои права в суде. Если денег на все расчеты не хватает, стоит обсудить эту ситуацию с налоговой и партнерами. ФНС может дать рассрочку, а партнеры могут согласиться на изменение срока уплаты задолженности.

Обратите внимание: дебиторская задолженность после ликвидации ИП также остается, и вы вправе требовать свои денежные средства даже изменив статус на “физическое лицо”.
Может заинтересовать: Ликвидация ИП с долгами

1.2. Закрытие кассы

Правила закрытия кассы не вынуждают предпринимателя подавать отдельное заявление. Инспекция сама снимет кассу с учета после исключения ИП из ЕГРИП. Но, до подачи заявления, предприниматель обязан предоставить все данные с запоминающего устройства кассы - фискального накопителя. Информация подается в налоговую и ОФД.

Учтите, что нужно нести фискальный накопитель в сервисный центр и налоговую, только если у вас автономная касса. Новые смарт-терминалы имеют опцию отправки отчета дистанционно.

Важное правило: Предприниматель обязан сохранять у себя фискальный накопитель на протяжении 5 лет. ФНС может его запросить для проведения проверки по операциям прошлых периодов.
Закрываете ИП?
Наш сервис будет вам полезен! Система поможет сформировать нужные документы автоматически, с учетом правил и особенностей. Вы сможете направить их дистанционно в налоговую через наш сайт или самостоятельно подать в ИФНС удобным способом.

1.3. Расторжение договора на бизнес-счет

Даже нулевой баланс на бизнес-счете - не повод, чтобы о нем забывать. Счет в банке необходимо закрыть до снятия с учета по ряду причин. Первая - банк не остановит начисление абонентской платы за обслуживание, что может привести к образованию долга и лишним расходам. Вторая - проблемы с налоговой, которые могут появиться, если на расчетный счет поступят деньги после исключения ИП из реестра. Эта ситуация воспринимается ФНС как осуществление незаконной коммерческой деятельности.

Во многих банках закрыть счет можно дистанционно, но стоит подробнее уточнить об этом процессе в своей кредитной организации.

Не беспокойтесь, что закрытый счет не позволит вернуть дебиторскую задолженность. Мы уже говорили о том, что она сохранится в любом случае, и вы сможете потребовать причитающиеся средства в статусе физ.лица.

2. Порядок действий по ликвидации ИП

2.1. Сбор документов, госпошлина

Первый пункт в ликвидации ИП после проведенной подготовки - это сбор документов для прекращения деятельности. Приятная новость, что собирать потребуется совсем немного. Основной задачей ИП является правильная подготовка формы Р26001 - на актуальном бланке, по всем правилам налоговой. ФНС требует соблюдения требований по заполнению, игнорирование которых приводит к отказу в снятии ИП с учета. Чтобы заполнить документ верно, обратитесь к нашему онлайн-сервису.

Остальные документы предоставляются в налоговую в зависимости от ситуации и способа обращения:

  • Квитанция об оплате пошлины нужна, когда документы подаются в бумажном виде - лично предпринимателем, его представителем или по почте. В этом случае нужно оплатить 160 рублей. Если же ИП выбирает электронный вид подачи, госпошлина не платится.
  • Паспорт нужен, когда ИП посещает ИФНС или МФЦ самостоятельно. Это нужно для удостоверения личности.
  • Доверенность и паспорт должен взять с собой представитель ИП, который будет подавать заявление вместо него. Доверенность предварительно должен оформить нотариус.
Важно: Когда предприниматель обращается к доверенному лицу с просьбой подать документы за него, он должен заранее удостоверить личную подпись на заявлении у нотариуса. А если ИП подает заявление лично в МФЦ или ИФНС, то ставить подпись предварительно не нужно - её удостоверит сотрудник, который будет принимать документы.

2.2. Способы подачи в ИФНС

Подать документы для закрытия ИП без сотрудников предприниматель может:

  • Не выходя из дома, с помощью нашего онлайн-сервиса. Это очень удобно, так как заявление формируется автоматически и направляется в налоговую дистанционно, без личного присутствия в инспекции.
  • По записи или живой очереди - в налоговой инспекции или МФЦ. ИП может подать документы в распечатанном виде сам или через представителя, на которого оформлена доверенность.
  • По почте или курьерской доставкой.
  • Через нотариуса, по его цифровой подписи, если готовы оплатить услугу.
Закройте ИП самостоятельно онлайн!
С нашим сервисом, онлайн-подача документов займет всего 15 минут, включая время на подготовку заявления! Вам не придется обращаться к нотариусу и оплачивать его услуги. Вы сэкономите время и облегчите процесс закрытия бизнеса.

2.3. Уведомление о ликвидации - лист записи ЕГРИП

Предприниматель, подавший заявление на ликвидацию, узнает о результате его рассмотрения через 5 дней. Налоговая уведомляет ИП по электронной почте, которая указывается в бланке Р26001. Во вложении будет лист записи ЕГРИП, если ликвидация прошла успешно, а в случае отказа будет указана причина.

Если вам требуется подтверждение прекращения деятельности на бумаге, нужно заранее сообщить об этом в ФНС, поставив соответствующую отметку в заявлении. Лист записи ЕГРИП в распечатанном виде выдается по месту обращения.

2.4. Подача налоговой декларации по УСН

Вне зависимости от наличия штата, предприниматели должны действовать поэтапно, придерживаясь инструкции. Фактически, закрытие ИП на УСН без работников отличается только тем, что вам приходится расторгать договоры, выдавать справки и отчитываться об увольнении в трудовую инспекцию.

Последний этап ликвидации предпринимателей на упрощенке - это подача декларации. Законодательно срок ее подачи не установлен, но существуют официальные разъяснения Минфина, который рекомендует отчитываться до 25 числа последующего за закрытием месяца.

Важно! Если предприниматель не работал в прошедшем году, он все равно обязан подавать декларацию! В этом случае декларация по УСН будет нулевая.
Подготовьте документы для ликвидации онлайн
Даже если вы не планируете подавать документы на закрытие ИП онлайн, вы можете сформировать их на нашем сервисе и скачать для самостоятельной подачи. Так, вы получите правильно оформленное заявление и инструкцию, которая поможет закрыть ИП без проблем.